Очевидно, что необходима не только система лексического анализа контента в интернете, работающая с кешами поисковых систем (либо сама являющаяся аналогом поисковой системы), но и серьезная группа специалистов по поиску и анализу информации в интернет. Рособрнадзор так и предполагает, что мониторинг будет полуавтоматическим.
Если в случае автоматического анализа текстов, за подобный проект могла бы взяться компания имеющая собственную систему лексического анализа, например, «Ашманов и Партнеры» (интересно, пойдут ли они в этот тендер, после негативного PR-кейса с проектом «Так здорово»), то под задачу ручного поиска материалов нужны серьезные человеческие ресурсы, которые вряд ли есть у большого числа компаний. Качественный поиск требует наличия «шпионов» на закрытых ресурсах. Значит, помимо специалистов по поиску нужны и специалисты по работе с аудиторией, которые смогут создать сообщество «шпионов», рассказывающих публикации материалов на закрытых ресурсах.
Все это означает, что на тендер может выстроиться очередь. Однако тех, кто сможет обеспечить требуемое качество мониторинга будут единицы.
С другой стороны, информация в интернете распространяется крайне быстро и может легко видоизменяться, поэтому вероятность отследить источник утечки крайне мала. Возможно, Минобрнауки стоит потратить средства на предотвращение утечек, а не брать на себя функции МВД по донесению неотвратимого наказания.
На мой взгляд, самым действенным методом защиты материалов ЕГЭ явилась бы его отмена и введение полноценных экзаменационных комиссий. Это, разумеется, шутка.
|
Глядя на всю эту историю с «ЕГЭ 2011» можно только вспомнить и процитировать замечательного профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»: «Разруха не в клозетах, а в головах». Я даже специально нашла продолжение цитаты, оно звучит следующим образом: «3начит, когда эти баритоны кричат „Бей разруху!“ — я смеюсь. ... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, разруха исчезнет сама собой».
Если более полно расшифровать мысль: задания и, тем более, решения ЕГЭ вообще не должны попадать в Интернет. И за это ответственны и за этим должны следить исключительно сотрудники системы образования.
Я специально ознакомилась с предметом. Самые громкие скандалы этого года: в одной школе за выпускников экзамен сдавали студенты; в другой — учителя, дежурившие в классе, выносили задания и через водителя школьной столовой передавали родителям, которые решали их, сидя в машинах, при помощи других учителей, и передавали по цепочке обратно; в третьей школе дети фотографировали задания на вроде бы запрещенные на экзамене мобильники, пересылали их «кому надо» и получали правильные ответы по SMS.
Во всех этих ситуациях напрямую замешаны (если не сказать виновны) сотрудники системы образования (учителя, члены экзаменационных комиссий и т.п.). Они либо закрывают глаза на происходящее (зачастую за определенные финансовые «пожертвования»), либо напрямую участвуют в процессе «утечки».
На мой взгляд, место проведения экзамена и люди, участвующие в его проведении — это именно те слабые звенья, с которыми и надо работать.
Надо сконцентрироваться на том, чтобы: 1. в помещения, где проходит экзамен, было невозможно внести средство связи с внешним миром или фототехнику (металлодетекторы?), 2. чтобы из помещения невозможно было вынести никаких бумажных или электронных носителей (неподкупность участников процесса?).
Как одно из «дешевых и сердитых» средств, которое может помочь делу, я бы посоветовала случайным образом перемешивать учителей между школами во время сдачи экзамена. Причем таким образом, чтобы они до последнего не знали, кто и где будет «дежурить». И, в идеале, так же перемешивать и школьников. Это позволит максимально приблизиться к старому способу сдачи экзаменов в ВУЗ: незнакомое помещение, незнакомые преподаватели, незнакомые соседи по парте...и никакого Интернета.
Что касается миллиона долларов, который выделили на борьбу с проблемой почему-то в Интернете, то кто-нибудь его обязательно «приютит», деньги лишними не бывают. Но кардинально проблему с ЕГЭ со стороны Интернета решить невозможно, т.к. разруха не в клозетах...
|
Как раз прочитал в бумажной версии РБК новость о том, что президент РФ собирается лично заняться оптимизацией ЕГЭ — так что, видимо, первый отклик на тендер уже есть. Наверняка 28 миллионов стали бы хорошей прибавкой к президентскому жалованью. :)
А если серьезно, то ЕГЭ наверняка ждет в будущем столько же перемен, сколько и его прототип, американский экзамен SAT (дословно расшифровывается как «Школьный Оценочный Тест»), который был введен в 1901 году, и с тех пор много раз подвергался изменениям. Методологии обучения постоянно развиваются и совершенствуются, а значит, и структура, и содержание экзамен должен меняться каждые несколько лет.
Как защититься от списывания? Наверное, ответ следует искать там же, где и «слизали» — сам экзамен. В тех же Штатах большинство подобных экзаменов еще в конце 90-х было переведено в электронный формат, причем вопросы в некоторых меняются в зависимости от уровня сдающего.
Бесплатная идея для стартаперов: как только ЕГЭ защитят от «утечек» и сделают менее предсказуемым, в стране появится целая индустрия электронных и мобильных подготовительных пособий, как две капли воды похожих на учебные интерактивные системы тестирования, столь распространенные сегодня на Западе.
|
Есть реальные случаи, что дети потом предпринимали попытки суицида. В той же США разрешено пользоваться калькулятором (да и почти по всей Европе). Вы скажете: а как же знания? А зачем проверять в состоянии ли ребенок вычислить корень 4563 и не сойти с ума...
Реалии таковы, что это просто заработок на ЕГЭ и большинство работников школы в нем напрямую замешаны. Это отчётливо видно, когда после ЕГЭ покупаются новые машины квартиры и путевки отдохнуть и нервы подлечить.
Модное перемешивание вопрос не решает. В итоге выходит так, что в районах ситуация такова: возьмём крупный город, в среднем в районе где-то школ 30. В них работает, к примеру, 28 учителей математики (2 по совместительству в 2-х школах) и далее главное:
• Эти учителя работают параллельно довольно долго и прекрасно знают друг друга
• В таком районе в среднем бывает 5-6 пунктов задачи ЕГЭ. Причем экзамен по математике сдается в 2-х из них. Причем 28 учителям за 4-7 месяцев до задачи ЕГЭ известно в каких точно.