Раньше    02.11     03.11     07.11     08.11     09.11     10.11     11.11     14.11     15.11     16.11     Позже

Неизвестный спрашивает: «Должен ли работодатель отслеживать деятельность своих сотрудников в соцсетях? Имеет ли он моральное право осуждать и наказывать за написанное в ЖЖ?»

Работодатель не ДОЛЖЕН отслеживать деятельность своих сотрудников в соцсетях с точки зрения публикуемой информации о компании, но МОЖЕТ это делать и имеет на это полное право.

Крупным компаниям присуща высокая формализованность всех бизнес-процессов, прав и обязанностей сотрудников. Это значит, что каждый сотрудник, устраиваясь на работу, подписывает толстые регламенты, кодексы и должностные инструкции. И там подробно описано, что можно писать о компании, а что нельзя. Очевидно, что в Apple такие регламенты тоже были и они явно запрещали выносить сор из избы, тем более критиковать продукты компании.

Как работодатель, я поддерживаю право компании расставаться с сотрудниками, нарушающими этикет, коммерческую тайну и действующими вразрез с интересами компании. Но работодатель должен сам заблаговременно позаботиться о донесении до сведения сотрудников правил и этикета, принятых в компании.

Как человеку, мне вообще непонятны и глубоко неприятны истории, когда сотрудник публично критикует или даже поливает грязью свою родную компанию. Ведь, если есть повод для критики — наберись мужества и подними этот вопрос внутри компании. Если это невозможно и компания не слышит своих сотрудников, — просто не работай там, найди другую работу с более подходящей тебе атмосферой и культурой.

Вообще, критика за глаза — признак слабости и инфантильности в характере человека, неготовности принимать решения и отвечать за их последствия для своей жизни. Многие любят публично критиковать своих мужей/жен/начальников/работу, хотя выбор супруга или работы — это их собственный выбор. И только они сами могут избавиться от недостойного окружения или работы, найти более достойных.
Я считаю, что директор имеет полное моральное право мониторить своих сотрудников в соцсетях. И я говорю, конечно, не о личной жизни, если только это не случай, когда сотрудница — его жена. Сотрудник своими действиями может навредить репутации компании, причинить убытки и за это может понести ответственность. Кроме того, ну какой компании нужны люди, выносящие сор из избы?

В вопросах профессиональной деятельности сотрудник — лицо компании. Когда нам хамят по-телефону, у нас возникает недовольство не только конкретным человеком, но и всей компанией. Решение не звонить сюда больше мы примем, в первую очередь, относительно компании, а не человека. Можно провести аналогию с туристами: как по поведению пары некультурных людей судят по целой нации, так и по поведению одного сотрудника судят о самой компании.

Ещё один аспект — разглашение коммерческой тайны, зачастую случайно, по-незнанию или по-глупости. Это, конечно, нужно отслеживать.

Мне интересен ещё один вопрос — в каком случае сотрудник имеет моральное право публично осуждать своего руководителя и имеет ли вообще? Лично мне кажется, что имеет, но после того, как уволится. При этом, сам я считаю всё это бесполезным занятием, поскольку линчеванием руководителя или компании, сотрудники порочат и свою репутацию и репутацию компании.
На мой взгляд, работодатель вправе знать, чем занимается его сотрудник в рабочее время. Например, если работник вместо выполнения своих обязанностей в своей уютной ЖЖешечке пишет о том, какой козёл его начальник, какая нехорошая компания и, вообще, всё плохо, то его руководитель увидев это имеет полное моральное право уволить такого сотрудника. Зачем просиживать штаны зря?

Есть другая ситуация. Сотрудник, помимо основной работы, например в обеденный перерыв, заходит в ЖЖ, Facebook или Вконтактик чтобы написать, как ему нравится компания, в которой он работает, какой замечательный у него начальник и как он доволен зарплатой. Таких сотрудников нужно поощрять, выдавать прянички с молочком и одобрительно похлопывать по плечу. Ведь сотрудники компании в соцсетях являются, по сути, её лицом. И нам всем известно, что очень сложно зарабатывать положительную репутацию, а потерять её можно мгновенно.

Если же сотрудник в рабочее время пишет в блогах и соцсетях вещи, которые не относятся к компании работодателю, а носят личный или политический характер, то ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Мы не будем забывать, что сотрудник в рабочее, и даже во внерабочее время является лицом компании, в которой работает. Значит сотрудникам, которые ведут сайт «Единой России» нельзя писать о том, какой плохой Путин, а крутому аналитику из «Финама» нельзя рассказывать про миленьких кошечек.

Дополнения читателей

nexter 16.11.11 05:49
Если все остальное уже испробовано - так уволься и устройся туда, где устраивает.
Александр 15.11.11 19:53
Ну если гендир и его компания изначально не хотят играть по-честному, при этом изначально предлагая работать на доверии, а потом вместо денег за труд, на котором он, кстати, заработал еще и "маржу" себе, предьявляет взятые с потолка претензии, которые можно любому неудобному предьявить, чего он ждет отсутствия отрицательных отзывов о себе? "Кидал" нигде не любят. Через год два можно и вообще получить какие-нибудь проблемы, всякое бывает.
Евгений 11.11.11 06:38
Все эти люди (эксперты) написали не по существу. Речь ведь о написанном людьми вовсе не о компаниях и работодателях, а обо всем остальном. Допустим, сотрудник банка - белый воротничок - в жизни ведет себя как панк, бесится с друзьями или ходит в какую-нибудь секту. При этом на работе он - адекватнейший человек. Вопрос в том и состоит: можно ли его уволить просто за то, что он хаер на голове начесывает в нерабочее время?
Мое мнение - весь этот "имидж" - это западный бред. Надо жить, как хочется. И если "крутому финансовому аналитику" нравятся кошечки - имеет полное право про них писать. А вот те, кто воспринимают людей как роботов - считают, что если человек ходит на работе в костюме, то он и дома должен быть исключительно "формальным и надежным" - боюсь, эти люди сами не особо "далекие". Каждому иногда хочется подурачиться. Более того - он имеет на это право. Прошу прощения за выражение, но в туалет все равно все ходят - независимо от достатка, поведения, мышления или одежды. Так что давайте признавать чудое право на личную жизнь в любой, не выходящей за рамки закона, форме. И всем будет хорошо.
Снежа 10.11.11 11:13
Если работник жалуется на начальство в соцсетях, то либо специально провоцирует, либо дурак.
Есть еще вариант - по заказу работодателя пост. Начать с критики - закончить похвалой.
Алексей 10.11.11 09:25
То есть вы все дружно считаете, что потенциальный работник такой компании не имеет права знать о том, что творится в ней внутри? Вчера рассматривал в метро людей - пардон, замученные рабы. А я переживал, что никто на работу не принимает... Но вчера я был просто счастлив, что я не такой замученный раб, как они! Я попадал в такие компании, где снаружи красивый фасад, а внутри - лучше не знать. Увы, я и попадал потому, что не знал. Пусть лучше сгинут те компании, в которых гниль внутри. Рабы могут молчать, а нормальные люди со мной, уверен, согласятся.
anarfa 10.11.11 08:10
Т.е. если работник, написал нечто неприятное для компании, то он по-определению "слабый и инфантильный"? Как правило, критика компании выносится за стены только когда все остальное уже испробовано.
Также забавно было почитать оправдание по сути слежки за сотрудниками. Ну и так понятно что следите, но хоть делайте это не так топорно.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Сергей Котырев – интернет-предприниматель, директор компании Юмисофт (система управления сайтами UMI.CMS и сервис готовых сайтов UMI.ru), владелец интернет-агентства Юмистудио, совладелец хостинг-провайдера Юмихост, создатель поисковика по Твиттеру Twinitor, яхтсмен, музыкант.
Леонид Гроховский — SEO-аналитик, директор по технологии продвижения и автоматизации Оптимизм.ру, автор системы СайтРепорт, руководитель проекта ТопЭксперт.РФ.
Максим Тришин — Директор по маркетингу Обещания.Ru, ранее —директор по интернет-маркетингу Аргументы и Факты, руководитель отдела продвижения Правда.Ру.